Детальный обзор катушки Shimano 17 Ultegra 2500
Новая реикарнация кaтушки Shimano Ultegra 17 представлена компанией Shimano в 2017 году. Как водится, обновление известного имени вызывает массу споров и сомнений, форумы гудят от мнений экспертов различной степени авторитетности, в большинстве случаев основанных на домыслах, ибо содержимое этого нового еще не известно, а информация каталогов скудна и содержит лишь общие данные и рекламные лозунги.
Итак, рассмотрим подробно устройство новой Ultegra, для чего разберем самый популярный 2500 размер:
Корпус и ротор изготовлен из жесткого пластика, известного по многим моделям shimano не одно десятилетие и неплохо себя зарекомендовавшим. Внешне они выполнены в агрессивно-угловатой манере, свойственной новой концепции Hagane, о чем собственно напоминает лого «HGN» на крышечке. Новый ротор, помимо декоративных свойств, довольно рационален: никаких излишеств в угоду внешнему виду. Так же он ощутимо облегчен без потерь жесткости, что уменьшает инерцию вращающейся части. Причем облегчена именно самая инерционная часть-рога ротора, вес которых и дает в основном пресловутый эффект маховика. В сборе ротор весит 50г.
Дужка классическая, из нержавеющей проволоки, легкая и малоинерционная, легко исправляется при деформации. Узел ролика старомодный, по сравнению с «вилкой» предыдущей ultegra( и дужкой SR пред-предыдущей) но зато хоть выполнен из металла, что уж точно не повредит при использовании плетеных лесок. Собственно ролик типичный для многих моделей Shimano последнего десятилетия-тут трудно придумать что то новое. Изготовлен из нержавеющей стали с твердым покрытием. Вращается на шарикоподшипнике. Ну и конечно как всегда содержит еще один неповторимый набор шайбочек, когда уже симано введет стандарт?
Механизм возврата дужки в отличие от «старших братьев» с новым ротором, расположен с той же стороны, что и ролик и представляет собой типичную для shimano схему с подпружиненным металлическим толкателем и возвратым рычагом из нержавеющей проволоки. Подобная схема, с небольшими изменениями, используется в большинстве современных и не очень катушек shimano и прекрасно себя зарекомендовала, что подтверждают многократные китайские копирования различной успешности. Механизм возврата работает четко, дужка широко откидывается и жестко фиксируется в открытом положении. Самосброс практически невозможен, помимо жесткой пружины дужки, ротор фиксируется пластиковым кольцом подтормозки.
Под ротором типичный узнаваемый роликовый подшипник shimano - мгновенный стопор обратного хода. В 2500 размере он типичный, а в 4000 уменьшенный, что в общем то весьма логично, ведь с появлением X-ship отпала надобность в поддержке ведомой шестерни и осталась только функция собственно тормоза. Теперь он неотключаемый, это плата за защиту от проникновения воды внутрь механизма. Не исключено, что через пару лет Симано порадует нас мега-инновацией: переключателем обратного хода ;). Защита называется Coreprotect и выполнена довольно остроумно и просто, это набор шайб и прокладок различной формы, пространство между которыми заполнено смазкой и вместе образует нечто вроде «водяного замка». Coreprotect не составит проблем при техническом обслуживании, смазка легко возобновляется без специальных инструментов и навыков. О работе мгновенного тормоза говорить собственно нечего-его эффективность известна не одно десятилетие.
Ну а теперь самое интересное: главная пара. Частенько, если не сказать-постоянно, при смене поколения катушек меняется дизайн, количество подшипников, появляются и пропадают новые «системы». А собственно сердце катушки, главная пара существенных изменений не претерпевает, а то и становится хуже. В данном случае это совсем не так, в новую Shimano Ultegra наконец то поставили холоднокованную чОрную ведущую шестерню. Такие шестерни давно стояли на катушках Shimano высокого класса и имели маркировку Cold Forging. Но время идет, и в новой комплексной концепции hagane подобные шестерни наконец то получили катушки среднего класса и даже некоторые эконом.
Холоднокованная ведущая шестерня, как водится, покрыта твердым чОрным покрытием, и на длинном плече оси имеет коронку из нержавейки. Внутри оси-резьба, в которую вкручивается ручка. Диаметр шестерни-28мм. В целом шестерня полностью аналогична дорогим моделям, например Sustain, Rarenium.
Ведомая шестерня-бронзовая, шестизаходная, для уменьшения трения внутри сделана выборка материала - Floating shaft.
Обе шестерни жестко стоят на двух шарикоподшипниках, это основная фишка X-ship. Благодаря жесткой фиксации пары на порядок увеличивается тяга и ресурс, катушка одинаково стабильно работает как под нагрузкой, так и без.
Как пошло с Shimano Stella 2014, механизм Ultegra 2017 теперь перевернут «вверх ногами»-бесконечный винт, направляющие, паразитные шестерни расположены сверху, ближе к удилищу, для лучшей балансировки и приближения центра тяжести к кисти руки. Не знаю, насколько это практично и заметно на рыбалке- не пробовал, но выглядит очень оригинально и узнаваемо.
Механизм возвратно-поступательного движения шпули- кулачковый вал, известный как «бесконечный винт», обеспечивает ровную крестообразную укладку лески. Изготовлен «бесконечник» из алюминия, защищен оксидным покрытием. Такое решение применяется давно во множестве моделей высокого класса и отличается долговечностью и экономией веса. Вращается на втулке, которую можно при желании заменить на подшипник, правда это мало что даст на практике. Для многих рыболовов наличие бесконечника, по каким то причинам принципиально, так что уточню: Ultegra-самая бюджетная из катушек shimano, имеющая бесконечный винт в системе укладки лески.
Вращение от ведомой шестерни на бесконечный винт передается через систему фторопластовых паразитных шестерен. Такая передача малошумная, легкая и долговечная.
Шток-из нержавеющей стали, диаметром 3.9мм. Двигается по одной направляющей из нержавейки, так же расположеной сверху механизма. В предыдущей модели их было 2, здесь нехорошие японцы видимо решили сэкономить.
Шпуля-холоднокованная, алюминиевая. Покрыта декоративным оксидным покрытием. На шпуле классическая конусная пластиковая клипса, с подложкой. Диаметр шпули (по внешнему AR-C бортику) 46.5мм, лесопроем 15,5мм. Вес 40г. Гайка фрикциона-широкая, ухватистая, имеет резиновый уплотнитель от попадания влаги, песка. Фрикцион-средний, не микромодульный , как раньше, но и не затягивается за оборот.
Подшпульный узел-простой, без подшипника и без возможности его постановки.
Как водится у Shimano, количество подшипников соответствует заявленному, 5 шт. Все стоят в нужных, самых необходимых местах: ролик, опоры главной пары. Остальное-второстепенно, но при желании есть широкий простор для тюнинга. Подшипники нержавеющие, закрытые. На дорогих AR-B подшипниках сэкономили, что в принципе оправдано, катушка не для океанической ловли, где соленая вода предъявляет повышенные требование к коррозионной устойчивости.
Ручка алюминиевая, вкручивается в ведущую шестерню напрямую, без люфта. Плечо стандартное, 55мм. Кноб вращается на фторопластовой втулке(вот можно шаров то навставлять!)
Резюме
Видимо ввиду серьезной конкуренции на рынке, катушку основательно проработали. Помимо оригинального внешнего вида, заметны значительные технические улучшения, как то малоинерционный ротор, холоднокованная пара. Есть конечно некоторые упрощения и регресс, но в целом положительных элементов больше. Вообще катушка производит впечатление основательности и разумной достаточности во всем, будь то дизайн, механизм, простота разборки и обслуживания.
Естественно, нет пределов совершенства, и можно много что улучшить, например явно напрашивается замена дужки на одночастную SR one-piece bail. C такой дужкой новая Ultegra будет в техническом отношении выше крайнего Biomaster`а. Но не следует забывать, что ушлые японцы четко дозируют технические элементы, дабы дифференцировать модельные ряды.
В целом получился очень достойный аппарат, вполне заслуживающий свое знаменитое имя. В зависимости от типоразмера катушка будет уместна для легкого-среднего спиннинга, среднего фидера, прекрасно работает как с плетеной, так и с монофильной леской.
PS видимо начитавшись интернет форумов, японцы ужаснулись и сделали ход конем-поменяли форму шлицов саморезов и винтов, что затруднит несанкционированные(и ненужные) проникновения в катушку лазутчиков с целью сделать предстартовое ТО и убрать люфт в минуса.
Автор статьи Иван Кутищев - эксперт по катушкам Shimano.